Статья для тех, кто ещё не с нами
«Они увидели перед собой самую радостную перспективу: ценность человеческой личности» (А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»)
Те, кто соприкасается с реалиями школьного образования, знают, что Дальний Восток — это экспериментальная площадка для отработки современных школьных программ. Доходит до того, что не только в одной школе преподают по двум-трем разным программам, но даже и в одном потоке. Сказать, что родители учеников устали от всего происходящего, не сказать ничего.
Когда начинаешь рассказывать о программе «Русская классическая школа», не все с радостью воспринимают. Сказывается усталость от экспериментов в образовании. Но даже у самых ярых скептиков в глазах начинает светиться надежда.
Первым удивлением для родителей становится методика обучения детей письму на слух. Ведь, казалось бы, научи ребёнка внимательно переписывать из учебника, заставь выучить правила, и готово! Получаем грамотного ребёнка! Только полноты русского языка такой грамотей не ведает. И в дальнейшем грамотно сформулировать свои мысли не сможет, скажется привычка бездумно переписывать чужие.
Да, методика РКШ сложна: нужно и звуки различать не по цветным схемам, а по работе речевого аппарата и на слух, нужно знать систему «подушечки-неподушечки», и наработать навык подбора проверочных слов, в т.ч. из нечужого нам славянского языка, и т. д. Но через эту кропотливую работу ребёнок получает опыт исследования своего родного языка, благодаря которому он не зубрит правила, а открывает их. Поскольку в этом случае правила – это выявленные закономерности или исключения из них, а не сверху спущенные постулаты.
К примеру, всем известно правило «сочетание ЧА-ЩА, пиши с буквой А». А почему это является правилом? Вот произнесите медленно вслух слово «чашка» (можно не один раз). Определите второй звук в этом слове. Правильно, это звука [а], к тому же ударный. Проверять не надо, как слышим, так и пишем А. Так вышеупомянутое правило зачем? Затем, что по общим правилам написания после буквы Ч, обозначающей мягкий звук [ч], должна стоять буква, обозначающая звук [а] и указывающая на мягкость прочтения буквы Ч, то есть буква-«подушечка» Я. Вот почему это является правилом. Сложно? Согласна, система «подушечки-неподушечки» для взрослых очень сложна. Знаю это по себе. А дети схватывают эту систему очень быстро. Больше времени уходит на наработку орфографической зоркости (умение видеть каждую буковку в слове и проверять её).
И здесь есть более простой путь. Можно добиться наработки орфографической зоркости, научив ребёнка читать слова так, как они написаны, то есть научить орфографическому чтению. Но в этом случае страдает смысловое чтение, поскольку слово, прочитанное орфографически, не вызывает у ребёнка никаких ассоциаций, представлений, образов. Как следствие, он не может представить прочитанное, а значит осмыслить, выучить или пересказать. Именно поэтому дети, обучающиеся по системе РКШ, учатся читать орфоэпически (читают так, как говорят, а не как написано), а орфографическую зоркость нарабатывают там, где и следует – на уроках письма.
А ещё для осмысленного чтения важно видеть предметы не только на картинке, но и вживую: подержать их в руках, исследовать как их применяли и для чего. А ваш ребёнок знает, что такое конверт? Он держал его в руках? Знает, зачем он нужен? А о чугунке что он может рассказать? А о том, как готовили раньше? Он знает, что такое капель? Наблюдал за этим явлением? Вопросы можно продолжать бесконечно. Но главный вопрос остаётся к вам, родители. А вы помогаете своему ребёнку исследовать мир? Вы обращаете его внимание на предметы? Объясняете те или иные явления? Поверьте, очень увлекательно исследовать мир с ребёнком! Открывать для себя привычное в новом ракурсе. Но это уже отступление в общее.
Вернёмся к частному. Понимание прочитанного важно не только на уроках словесности (уроках русского языка и литературного чтения), но и на уроках арифметики. Чтобы решить задачу, нужно понять прочитанное, а значит представить то, о чём в ней говориться. Если понимания нет, то ребёнок либо не может справиться с заданием (и это за него благополучно делают родители), либо решает интуитивно. Ни то, ни другое развитию мышления не способствует, как вы сами понимаете. Но мало ребёнку понять прочитанное. Нужно, чтобы содержание задачи соприкасалось с жизнью ребёнка. Этим современные программы похвастаться не могут. Как не могут похвастаться и наработкой навыка предметного счёта. Ведь важно не только уметь абстрактно считать до 10, 100 и т. д., но и пальчиком пересчитывать предметы. Здесь закладывается понимание ребёнком, что число обозначает количество предметов и оно не всегда выражено в цифрах.
Также благодаря предметному счёту ребёнок может представить сколько это: пять яблок, десять орехов, семь конвертов и т. д. Что способствует лучшему развитию устного счёта, навыков решения задач. Немаловажно присчитывание и отсчитывание по одному. Это самая первая и важная ступенька при научении ребёнка сложению и вычитанию. Это его наглядный опыт изменения числа. Такой же наглядный опыт ребёнок получает при работе с палочками, когда учится складывать, вычитать, умножать и делить; при проигрывании задач с настоящими предметами и т. д.
Знает ли это всё ребёнок, обучающийся по современным программам? А ведь здесь перечислена лишь малая толика. Вопрос, конечно, риторический. Как и тот, что не потеряет ли такой ребёнок интерес к учению – к способности исследовать мир и, как следствие, постигать глубину жизни?
Педагог Русской Классической Школы