Методики

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

Программа рассчитана на детей 4-4,5 лет и реализуется в течение года

Данная метода позволяет органично и планомерно осуществлять умственное, речевое, эстетическое развитие дошкольника, стимулировать его творческие способности и познавательные интересы. С одной стороны, выполняются чисто практические задачи: обучение грамоте и письму, формирование навыков чтения и письма, подготовка ребенка к школе. С другой стороны, происходит погружение в сферу детских интересов и представлений. Такой подход позволяет объединить в сознании ребенка учебу и жизнь, порой так искусственно расчленяемые сегодня слишком рациональными методическими подходами, построить обучение через постижение действительности и тем самым сделать жизненным сам процесс учения. Это происходит естественным путём, через активизацию личностного опыта ребенка, а не через сообщение ему готовых  знаний, требующих от него только пассивного запоминания; через последовательное развитие мышления: от конкретно-образных ощущений и переживаний окружающей реальности, через наглядно-образное восприятие предметов и явлений действительности — к первичным предметным представлениям о предметных знаниях, картине мира и жизни.

Подготовка к обучению чтению

Обучение чтению происходит в процессе сюжетной игры, через драматическую (деятельную, дающую простор для воображения), а не догматическую (не допускающую возражений) форму подачи материала, позволяющую ребенку «прожить» ситуацию и сформировать к ней личное отношение, приобщиться к ней и развернуть в детской душе каскад
образов. Это очень значимо, поскольку ребенок играет не самим образом, а своим представлением о нем, и чем точнее и глубже его восприятие, тем богаче палитра красок, которыми ребенок исподволь рисует образы в своем воображении. И поскольку всякое воображение порождает что- то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием, это позитивно сказывается на общем уровне развития ребенка, его сознания, эмоционально-чувственной сферы и непосредственной
деятельности. Перед ребенком стоит широкая задача: при участии и помощи взрослого создать своими руками макет окружающего его мира – своего ближайшего окружения, и в процессе сопровождающей его творческую деятельность беседы упорядочить, углубит представление о нем, развить навыки аудирования (слушания с пониманием), речевые способности. Рукотворная деятельность включает моделирование конструирование, лепку, рисование, аппликацию,
раскрашивание… при изготовлении персонажей и предметов сюжетной игры. В ходе игры дети познают русскую азбуку: они создают ее своими руками. Через ассоциативное внешнее сходство моделей, создаваемых детьми, с образами русских печатных букв (Д – дом, А – арка, Г – гусь, его шея, Ф – фонарь…) происходит восприятие их начертаний, а через выявление первых звуков в названиях моделируемых предметов, осуществляется связь со звуками, обозначенными данными буквами, дети интуитивно воспринимают их звуковые соответствия. Дети изготавливают поделки, своими конфигурациями сходные с начертаниями букв.
На первом уроке изготавливается ГЕРОЙ ИГРЫ – плоская картонная кукла-человек, которому ребенок дает имя. При изготовлении куклы-человека с детьми проводится беседа о частях человеческого тела, их предназначении, роли в жизни. Уделяется внимание тому, что человек – это единственное создание, наделенное даром речи. Затем человечку изготавливается одежда. Со следующего урока создается обстановка вокруг героя игры. Сначала «строится» ДОМизготавливается мебель (стол с НОЖКАМИ), часы с КУКУШКОЙ и т. д.
Графическое восприятие изученных букв закрепляется при «рисовании»-письме их на маркерной доске, на которой после изготовления поделки и знакомства с образом буквы нужно написать ее начертание и несколько раз повторить его.
После изготовления 17-ти поделок и усвоения типичных образов 17-ти букв русского алфавита используется безазбучный метод обучения чтению по догадке, активно практиковавшийся в 30-х годах ХХ столетия известным педагогом И.Н.Шапошниковым. Этот прием позволяет развивать фонематический слух ребенка и органично решается проблема звукослияния, синтеза, воссоединения звуков в процессе чтения. Для «чтения» предлагаются картинки с  надписями, содержание которых детям ясно.
Чтение представляет собой целостное произнесение слова, называющего изображенный предмет. Умение читать приходит как результат письма, списывания этих слов, как неизбежное следствие установления соответствий между слуховыми и  речедвигательными явлениями и буквами.
Таблица «Буквенное лото» одновременно является раскраской и пособием для закрепления ранее изученных букв.
Для формирования у детей способности управлять своим речевым аппаратом и соотносить слуховые и речедвигательные явления в начале каждого занятия проводится артикуляционная гимнастика. Для ее проведения используются иллюстрации мимических движений, которые дети должны повторить.
Для развития фонематического слуха выполняются комплексы звуковых упражнений с помощью лото и карточек с картинками, на которых дети должны либо определить первые звуки, либо найти общие звуки в названиях картинок: вначале, внутри, в конце слова, в разных позициях.
 

Подготовка к письму

Подготовка к письму включает в себя два вида работы: обводка каллиграфических рисунков и выполнение орнаментов на листах в клетку.
Для обводки предлагаются каллиграфические рисунки букв-моделей, изготовленных детьми. 

Цели, которые ставятся при обведении каллиграфических рисунков, — научить детей держать карандаш правой рукой тремя пальцами (дети, работающие левой рукой, не переучиваются), ориентироваться в пространстве листа, анализировать линейный рисунок и повторять его. Выполняя эту работу. Дети знакомятся с изобразительными возможностями линии,  эстетическими возможностями каллиграфии, красивого письма.

Основная цель при работе на клетчатой поверхности – научить детей обнаруживать пересечения линий на клетчатых листах и соединять найденные точки линиями. Это позволит в будущем иметь хорошую ориентацию при письме печатных букв по клеткам и письменных букв на поверхности с графической сеткой.
(Составлено по материалам сайта Русской классической школы и Методического пособия «Подготовка к обучению чтению и письму детей четырёхлетнего возраста» И.А Горячевой)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *