Наши уроки: методика РКШ
Изучение членов предложения может превратиться в увлекательное и доступное детскому восприятию занятие, если облечь его в в так называемую «схему-дерево», где видны все логические и смысловые связи между словами
Методика РКШ предполагает не обременять детское восприятие обилием научной терминологии, а вводить её постепенно, подготавливая к этому детей через развитие чувства языка. Так, в схеме-деревце мы уже видим умение детей определить грамматическую основу и даже обозначить её графически, подчеркивая одной и двумя чертами, не используя пока терминов. Видим служебные части речи: предлог обозначаем «частью веточки», а союз узлом (от слова «узы»). Второстепенные члены предложения изображаются в виде веточек, но не в произвольном, а строго логичном и правильном порядке, который позволяет задать вопрос от главного к зависимому слову. Как видите, наши ребята с этой задачей вполне справляются и очень любят именно эту часть урока русского языка, когда каждому хочется побывать с указкой у доски…
«Что мы определяем, когда расклеиваем слова в схеме-деревце?» На этот вопрос любой второклассник с легкостью ответит: «Мы определяем, как связаны слова в предложении!»